СЛОВАРЬ

Существительные:

• Называть и показывать части лица и туловища:

голова: затылок, волосы (косички, чёлка), уши, лицо:(лоб, нос, глаза, щёки, подбородок, брови, ресницы), шея

туловище: руки (плечи, локти, кисти, ладони, пальцы, ногти), грудь; спина; живот; ноги (колени, ступни, пятки, пальцы, ногти),

• Называть не менее 10 предметов и объединять предметы в группы обобщающим словом:

          Игрушки     Овощи        Мебель       Инструменты

          Посуда        Ягоды         Фрукты

Обувь (летняя, зимняя, комнатная, специальная; детали обуви: подошва, каблук, стелька и т.д.)

Одежда (мужская, женская, верхняя, нижняя, зимняя и т.д., детали одежды: воротник, рукава, манжеты, карман, ремень (пояс), пуговицы)

Продукты питания (крупы, кондитерские изделия, молочные, мясные и т.д.)

Насекомые (место обитания, жилище (у пчёл - улей и т.д.), особенности внешнего вида

Грибы (ядовитые, съедобные; строение: грибница, шляпка, ножка)

Рыбы (морские, речные, строение: жабры, плавники, чешуя)

Дикие животные (наших лесов, пустыни, саванны, и т.д.; самец, самка, детеныш - детеныши; место обитания, жилище, отличительные особенности внешнего вида: грива, рога, копыта и т.д.)

Домашние животные (самец, самка, детёныш - детёныши; жилище (у коровы - коровник, у собаки - будка (конура), и т.д.), отличительные особенности внешнего вида: грива, рога, копыта и т.д.)

Птицы (дикие: перелётные, зимующие; домашние, самец, самка, птенец - птенцы; место обитания, жилище (у кур - курятник и т.д.), отличительные особенности внешнего вида), какую пользу приносит человеку)

Транспорт (городской, наземный: автодорожный, железнодорожный; метро, воздушный, водный, легковой, грузовой, пассажирский, специальная техника и т.д.)

Деревья (хвойные, лиственные, строение; отличие от кустарника)

Цветы (садовые, полевые, луговые, лесные, строение)

Профессии (где работает, что делает, что нужно для работы,)

Головные уборы (особенности: у кепки - козырек, и т.д.)

Музыкальные инструменты (духовые, струнные, ударные)

Бытовые электроприборы

Школьные принадлежности

Спортивные принадлежности

 

Глагол:

Действие по предъявленному предмету (бабочка летает, утка крякает, учитель - учит ... )

Действия, близкие по значению (шьет, вышивает, вяжет, ... ).

Противоположные по значению (завязать - развязать, ... )

Прилагательные:

Антонимы (слова с противоположным значением):

математические величины (высокий - низкий, длинная - короткая 

наречия (далеко - близко, утром - вечером, горячо - холодно ... )

прилагательные (чёрный - белый, сухой - мокрый, больной - здоровый ... )

глаголы (завязать - развязать, притащить - утащить ... )

• геометрические формы: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, шар, куб, призма, конус), образование от них прилагательных

• основные цвета и их оттенки (белый, чёрный, желтый, красный, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, сиреневый, салатовый, серый, т.д.)

• вкусовые качества продуктов (сладкий, солёный, кислый, горький, острый, жгучий, сочный)

качества предметов (пушистый, прозрачный, хрупкий ... ) по тактильному ощущению (наощупь)

Относительные прилагательные:

из чего сделан, значит какой? (дом из кирпича - кирпичный, каша из гречки - гречневая, сок из яблок - яблочный и т.д.);

с какого дерева, значит какой? (лист с берёзы - берёзовый и т.д.);

состояние погоды, значит какой день (вечер, утро, ночь)? (день с дождем - дождливый, утро с туманом - туманное, ночь с морозом - морозная, день весной - весенний и т.д.);

что продается в магазине, значит магазин какой? (книги - книжный, продукты - продуктовый и т.д.)

• притяжательные (чей?) (хвост лисий, уши заячьи, будка собачья, молоко коровье и т.д., но платье мамино (не мамье), очки бабушкины (не бабьи) и т.д.)

 

Наречия:

качественные (как?) (быстро, светло ... )

временные отношения (когда?) (утром, вчера, весной и т.д.)

пространственные отношения (где?) (далеко, над, под, в, справа, слева, вверху, позади, между, перед и т.д.)

 

Числительные:

· количественные (согласование с существительными женского, мужского и среднего рода), (счет начинаем с «одного», а не с «раз» ) (одна ручка, две ручки, ... , десять ручек; один шарик, два шарика, десять шариков; одно гнездо, два гнезда, ... , десять гнёзд, но одно пальто, два пальто,        десять пальто)

• порядковые (дедушка первый, бабушка вторая, папа третий, мама четвёртая, брат пятый, сестра шестая, я седьмой, дядя восьмой, тётя девятая, соседка десятая)

 

Местоименuя (она - нет её - без неё, он - нет его - без него, они - нет их - без них)

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Обращенная речь:

Инструкции (отнеси ручку и положи её в стол, потом возьми в столе тетрадь и отнеси папе)

Предлоги (покажи: в столе, на столе, под столом, за столом, около стола, к столу, над столом, из-под стола, из-за стола и т.д.)

Причинно-следственная связь (Мама сварила суп после того, как помыла кастрюлю. - Что было раньше? Ваня потерял мяч, который ему подарила Лена. - Что случилось раньше?)

Изменение числа существительных (покажи, где тарелка, а где тарелки, (пиджак - пиджаки, яйцо - яйца)).

Словообразование:

-С помощью приставки (пришёл - ушёл - вошёл - вышел и т.д.; включил - выключил и т.д.)

-С помощью суффикса:

(лапа – лапка - лапища, и т.д.)

-Профессии: от существительного (стекло - стекольщик, двор - дворник, кран - крановщик, и т.д.), от глагола (строит - строитель, продает - продавец и т.д.)

-Прилагательное от существительного (стекло - стекольный завод, дерево - деревянный карандаш и т .д.)

-Глагол от прилагательного (красный - краснеет и т.д.)

-Родственные слова (сад - садовый - садовник; и т.д.)

Словоизменение:

-по числам (памятник - памятники, краска - краски, яйцо - яйца и т.д.)

-родам (красный автобус, красная шляпа, красное яблоко)

падежам: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ кто? что?    (река, кот, письмо)

          РОДИТЕЛЬНЫЙ          кого? чего? (реки, кота, письма)

          ДАТЕЛЬНЫЙ      кому? чему? (реке, коту, письму)

          ВИНИТЕЛЬНЫЙ          кого? что? (реку, кота, письмо)

          ТВОРИТЕЛЬНЫЙ кем? чем?          (рекой, котом, письмом)

          ПРЕДЛОЖНЫЙ о ком? о чём? (о реке, о коте, о письме)

-существительные множественного числа в родительном падеже (коровы - нет коров, мячи- нет мячей, гнёзда - нет гнёзд, и т.д.)

-согласование существительных женского, мужского, среднего рода с числительным (счёт начинать с «один», а не с «раз»): одна корова, две коровы, ... , десять коров; один мяч, два мяча, ... , десять мячей; одно гнездо, два гнезда, ... , десять гнёзд, и т.д.)

-Время глаголов (Что делал? Что сделал? Что делает? Что будет делать? Что сделает?): (читал - прочитал - читает - будет читать - прочитает)

 

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

-Произнесение слов различной сложности.

-Определять количество слогов в слове (например, поём гласные в слове и отхлопываем их или отгибаем пальцы): маа-шии-наа (3), стоол (1).

-Называть слоги по порядку.

-Определять в каком слоге есть заданный звук (с помощью взрослого)

-Придумывать слова, начинающиеся на заданный слог (МА: матрёшка, маленький, Маша)

-Придумывать слова с заданным количеством слогов (1 слог, 2, 3): кот, ди-ван, ка-стрю-ля

-Находить на картинке или в окружающем пространстве слова с заданным количеством слогов

 

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

-Определять с какого звука начинается слово?

-Определять последний звук в слове

-Отмечать наличие звука в слове (в слове ЛАМПА есть [Б]?)

-Определять место звука в слове: в слове СТОЛ где находится [С]: в начале слова, в середине, в конце?

-Придумывать слова с заданным звуком: ([К]: книга, кольцо, мышка, буква, слоник, бык)

-Находить на картинке и в окружающем пространстве слова с заданным звуком

-Угадывание слов по первому и последнему звуку: (угадай слово, которое начинается на К, заканчивается на А: КнигА, КошкА, КартошкА)

-Определять количество звуков в слове.

-Анализировать слово: делить слово на звуки, определять гласные и согласные звуки, определять твёрдость и мягкость, звонкость и глухость согласных звуков.

-Из звуков синтезировать слово (к, о, т - кот)

Буквы (при ознакомлении с азбукой - при желании), как и звуки, обозначаются одним знаком: не МЭ (ЭМ), БЭ, ШЭ (АШ), КЭ (КА) и т.д. а [М], [Б], [Ш], [К] и т.д.

 

СЛОВАРНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

-Определять количество слов в предложении, называть первое, второе и т. д. слова.

-Из слов вразброс составлять предложение, не нарушая грамматических связей.

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Составлять предложения по картинкам

Составлять рассказ по картинке, по серии картинок, о предмете, из опыта

Пересказывать небольшой текст

Задавать и отвечать на вопросы.

  

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК

Речь человека тесно связана с развитием пальцевой моторики. Поэтому, чем лучше тренирована мелкая мускулатура рук, тем лучше ребёнок владеет своей речью. Цели и задачи:

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;

-логическое мышление;

-зрительное и слуховое восприятие;

-память, речь детей;

-умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Для качественной её тренировки можно использовать следующие упражнения:

-пальчиковые игры (с палочками и цветными спичками, со скороговорками, со стихами,

-физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пальчиковый алфавит, пальчиковый театр)

-массажи с использованием сухого бассейна, стержней различного диаметра, массажных щеток, мячей и Су-Джок, гороха, прищепок, салфеток и т.д.

-перебирание крупы

-мозаики, шнуровки, плетение косичек, завязывание бантиков, застегивание пуговиц

-шитьё и вышивание

-лепка (пластилин, тесто, глина)

-вырезание, аппликация, оригами

-рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, но не фломастерами) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета и не сломался стержень.

-дорисовки с заданиями (ориентировка на листе бумаги)

-раскрашивание: не выходить за контур, штриховать в одном направлении, не оставлять белых пятен между штрихами

-внутреннее и внешнее обведение трафаретов, обведение по контуру

-штриховка на бумаге в линейку и клетку (по линиям, между линиями, по линиям клеток сверху вниз, слева направо, через уголки клеток: 1х1, 1х2, 1х3, 1х4; по кругу от центра к краю вправо и влево, от края к центру влево и вправо), на нелинованной бумаге (расстояние между штрихами должно быть одинаковое, штрихи должны быть параллельны друг другу)

-рисование бордюров и фигур по клеткам, бус из геометрических фигур

графические диктанты

-рисование различных петелек и крючочков с опорой на клетку

-выкладывание рисунков спичками

-печатание букв по образцу с опорой на клетку и без опоры с соблюдением размера букв и их элементов и расстояние между буквами копирование по клеткам

-работа в графических тетрадях и занимательных прописях

СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАЛ РУЧКУ (и ложку тоже)!

 

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим спереди и указательным сзади, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец, ребро ладони, предплечье (рука в кистевом суставе не должна прогибаться кверху); средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть, как и вся рука не напряжены, передвижение пишущего предмета осуществляется пальцами, локоть от стола не отрывается. 

Не ждите, что с возрастом ваш малыш всё узнает сам. Он, конечно, узнает и научится, но время будет упущено, а ЛОЖКА ХОРОША К ОБЕДУ! От того, насколько хорошо ребёнок владеет своей речью, насколько хорошо он владеет рукой, настолько хорошо он будет учиться в школе. А, следовательно, у него будет больше шансов получить хорошее образование и устроить свою жизнь. От знаний ребёнка будет зависеть и круг его общения: гораздо приятнее общаться с человеком, который красиво излагает свои мысли, чем с тем, кто не может связать двух слов. Не лишайте своё сокровище удовольствия быть умным и интересным!