У вас родился ребёнок! Теперь ваша жизнь подчинена ему: кормление, гигиенические процедуры, общение, прогулки, домашние дела. Именно сейчас у вас есть время и возможность заняться его развитием.

1. Делайте общий массаж, включая массаж рук от плеча до кончиков пальцев и лица. Это могут быть лёгкие поверхностные и чуточку глубокие поглаживающие, разминающие движения пальцами и ладонью, лёгкие пощипывания и надавливания цепочкой прикосновений. Вы должны помнить, что вы не в Гестапо, и вашему малышу должно быть приятно, а не больно. Обнимите своими пальцами ручку (ножку или пальчик) малыша и поочерёдно передвигая их продвигайтесь вверх от кончика к основанию. Затем снова поглаживания. Можно использовать массажный мячик, щётку для волос, варежку для мытья, губки разной текстуры и жёсткости. Прежде испытайте нажим на себе, чтобы не причинить малышу неудобства и боли. На лице можно делать пассивные гримассы: нахмурить брови, улыбнуть или «нахохлить» губы, приподнять щёки и т.д.

Когда подрастёт, играйте в пальчиковые игры, сначала пассивно (вы загибаете и разгибаете малышу пальцы), а потом активно (он сам это делает). Постепенно предлагайте игры с мелкими предметами: бусинки нанизываем на нитку (леску), пуговки (перебираем или застёгиваем), крупу (У Золушки была отлично развита мелкая моторика рук, вашему ребёнку это тоже не помешает), мелкий конструктор. Не бойтесь! Пока вы рядом и зорко следите за игрой, ничего не случится. Но оставленные без присмотра разбросанные мелкие и острые предметы могут обернуться бедой. Дети проглатывают батарейки, скрепки, копейки, прячут в нос и уши бусинки, пульки, спонжики от маминых теней, отщипнутые во время купания кусочки губки. Родители начинают бить тревогу спустя некоторое время, когда из носа появляется неприятный запах и начинает течь, когда начинает болеть ухо или живот. Не всегда обходится без хирургического вмешательства!

Хорошо тренируют мышцы кисти руки пластилин, тесто, рисование цветными карандашами. Не фломастерами, а именно карандашами: ребёнок учится нажимать на инструмент с такой силой, чтобы на бумаге оставался отчётливый след, и не сломался стержень. Подробнее…

Не будет ничего страшного, а скорее наоборот, если вы вместе «покривляетесь» перед зеркалом: вы надуваете щёки, ребёнок повторяет, вы хмурите брови, и он вслед за вами хмурится, вы высовываете язык и двигаете им вправо-влево, и малыш пытается сделать так же. Подробнее…

2. Не приучайте к сосанию пальца. Не малодушничайте! Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы отучить малыша от этой вредной привычки! Во-первых, это не гигиенично! Во-вторых, не эстетично! Уже в возрасте 5 – 6 лет отчётливо видна щель между верхними и нижними передними зубами. И дело не в кривизне зубов, а в патологическом искривлении костей челюстей.

Однажды ехала в поезде по соседству с достаточно молодой симпатичной женщиной. Меня немного смутило, что её волосы зачёсаны наперёд и закрывают большую часть лица. А длинные рукава свисали и полностью закрывали пальцы. Сначала я подумала, что это такой стиль, или прячет шрамы. Но когда она, не открывая рта, засунула палец в рот и начала его причмокивая сосать, я нечаянно ахнула.  Она опомнилась, молча убрала с лица волосы подняла руку и улыбнулась… Огромная уродливая щель, безобразные передние зубы, и длинный отсосанный большой палец. И сказала: «Ненавижу себя за это! Стесняюсь дико!  Но ничего не могу с собой поделать! Пока контролирую себя – держусь, чуть отвлеклась – палец уже во рту. Эта привычка сродни наркомании!»

Одна мамочка пятилетней девочки с уже наметившимся открытым прикусом сказала: «Я консультировалась со специалистами. Они сказали, что палец отбирать нельзя, что этим нанесём психологическую травму ребёнку». А не будет психологической травмой для ребёнка, когда в 12 – 15 лет она будет стесняться улыбаться, будет прятаться за длинными волосами, в воротниках и рукавах, и будет ненавидеть своё отражение в зеркале, а мама будет врагом №1 ?!

3. Ребёнок слышит вас, даже если ещё не родился. После рождения он не понимает того, что вы говорите, но отлично различает интонации. Поругайте его, но ласковым голосом – и он будет вам улыбаться, но если вы будете говорить ему добрые нежные слова сердитым «ругательным» тоном – он расплачется. Разговаривайте со своим сокровищем по взрослому, без сюсюканья, не коверкая свою речь и не подражая лепету. Вы должны быть образцом правильной речи! Пойте мелодичные песенки, рассказывайте сказки, изменяя голос от низкого до высокого в соответствие с героями: у ребёнка будет постепенно развиваться фонематический слух. Через время он начнёт различать голоса всех, кто с ним общается, звуки, издаваемые различными предметами и приборами, звуки окружающего мира… Слушайте их вместе и называйте источник звука. Подробнее...

4. А буквы надумаете учить, так называйте их не как в алфавите: Бэ, эМ, а как звуки – одним знаком: Б, М… Тогда они легко сольются с гласными в слоги, и ребёнок без особых усилий научится читать. Подробнее…

5. Во время бодрствования ребёнка, нужно давать ему время пообщаться с самим собой: помахать руками, ударять по висящим игрушкам. Главное, чтобы ему было комфортно: не холодно, не жарко, не мокро, не грязно, безопасно (разговаривайте с малышом, напевайте себе под нос, чтобы он не видел вас, но ощущал ваше присутствие).

Беря его на руки, комментируйте все свои действия, называйте предметы, признаки, качества, действия всех предметов, которые попадают в круг его зрения и слуха - так накапливается пассивный словарь ребёнка.

Не подменяйте сложные слова простыми. В русском языке уйма слов, нельзя, чтобы ребёнок пользовался минимумом.

Девочка 3х лет сообщает:

- Мама купит нямню.

- ??? Мама купит конфету?

- Да, нямню!

- Может, шоколадку?

- Да, нямню!

- Так ты и говори: печенье, шоколадку, конфету, мороженое, пирожное.

- Не, нямню!

Объясняю родителям, что все вещи нужно называть своими именами, что нельзя упрощать речь ребёнка. При следующей встрече папа в дверях напутствует малышку: «Не будешь стараться – не куплю нямню!» !!!  А как же развитие активного словаря?!!

6. Называя в игре части лица и тела, изменяйте слова: у мамы нос, у малыша  - носик, а у папы носище, руки – ручки – ручищи… Спрячьте руки за спиной. «Где руки? Нет рук! Они спрятались за спиной!» Закройте нос ладонью. «Где нос? Нет носа! Я закрыла его рукой!…

Считайте предметы, называя их: одна машина, две машины, … пять машин; один палец, два пальца, … пять пальцев; одно яблоко, два яблока, … пять яблок. Когда одна - это машина, а когда их много - это машины; когда один - это палец, а когда их много - это пальцы; когда одно - это яблоко, а когда их много - это яблоки. Машина новАЯ, яркАЯ, быстрАЯ: она моя - (женский род); палец толстЫЙ, короткИЙ, мягкИЙ: он мой - (мужской род); яблоко большОЕ, сладкОЕ, сочнОЕ: оно моё - (средний род).   Так постепенно формируется грамматический строй речи. Если ребёнок не правильно согласовывает слова, поправляйте его. Подробнее…

7. Разговаривайте со своим ребенком не "сверху вниз", а на одном уровне. Что это значит? Представьте себе такую картину: в большой комнате, на ковре, в окружении игрушек, возится малыш лет полутора. На диване сидит мама и смотрит, ну и, конечно, что-то говорит малышу. Он поднимает голову и как-то реагирует. Мама! Сползите, пожалуйста, на ковёр! Поиграйте и поговорите с ребенком на его уровне! Поползайте на четвереньках, посидите на ковре, полежите на боку. Вы будете на одном уровне с маленьким человечком. Вы будете смотреть ему в глаза и играть на уровне его рук. Не надо сидеть на ковре постоянно. Это, конечно, для взрослого несколько неудобно. На диване несравненно лучше. Но проведите всё-таки на ковре некоторое время. Результат, который получается от "ковёрного" труда, всегда искупает неудобства. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности маленького роста и возраста...

8.  Лучше всего запоминаются объекты, за которыми ребёнок наблюдает. Во время прогулки уберите свой смартфон подальше (соцсети без вас не засохнут), остановитесь, понаблюдайте с малышом за муравьиной дорожкой, за птицами, за лягушкой… Рассмотрите их внешний вид, отметьте различия в строении тела, величине, особенностях передвижения… «Полетайте», «поползайте», «поскачите» вместе с ними. Не бойтесь выглядеть чуточку смешно. Поверьте, окружающие будут умиляться, а для ребёнка вы будете идеалом! (Не надевайте на прогулку новую или выходную одежду, наденьте ту, которую не жалко испачкать). Здесь вы найдёте подсказки…

9. Читайте книги и рассматривайте в них картинки. Но прежде, покупая книги в магазине, пробегите глазами по содержанию, рассмотрите иллюстрации критическим взглядом. И не покупайте, если вас что-то смущает. Заглянешь порой в новые книжечки для малышей и диву даёшься: как редакторы могли пропустить такое безобразие в печать! Ведь книги-то для НАШИХ малышей! Они ведь должны быть добрыми, воспитывать все положительные качества личности,  да и картинки должны быть близкими к реальности.

Как-то девочка принесла в сад новую книгу со старым названием. Воспитатель потом поделилась впечатлениями от прочитанного. В старом варианте дети заблудились в лесу и наткнулись на избушку, сделанную из сладостей. Они стали отламывать кусочки от домика и есть их. Из дома вышел медведь и стал ругать детей за то, что они без спроса съедают его дом. Дети извинились, и медведь угостил их и проводил к окраине леса. По дороге они вышли к болотцу, в котором плавали утки. Утки по просьбе медведя выстроились в линию, дети по их спинам перешли на другую сторону и, поблагодарив и простившись, побежали домой. В новом варианте дети нагрубили медведю и стали убегать от него. Медведь отправился вдогонку. По дороге они вышли к болотцу, в котором плавали утки. Дети подговорили уток, перешли по их спинам на другую сторону. А когда пошёл медведь, утки расплылись, и он упал в воду. Дети вместе с утками посмеялись над ним. Выводы делайте сами!

10.  Не обрывайте речь ребёнка! Выслушайте, что он хочет сказать. Вы можете ему подсказать не спешить и говорить медленнее, но всё-таки выслушайте, или хотя бы сделайте вид, что слушаете.

Наблюдаю картину. Идут мама с  малышом лет четырёх из детского сада. Рядом стройка: кучи гравия, бульдозер, экскаватор. Малыш: «Мамочка, смотли, какой маленький экскаватол! Мы сегодня наблюдали, как он тланшею лоет!» ( Я уже горжусь этим сокровищем: со слоговой структурой порядок, умеет строить сложные предложения, наблюдательный, память отличная (наблюдали-то в первой половине дня, а он запомнил экскаватор и траншею!)) Ответ мамы шокирует и лишает дара речи: «Да заткнись ты уже!» и дальше трёхэтажное обоснование! Больше он ей ничего рассказывать не будет!

11.  Не приучайте ребёнка с пелёнок к компьютеру, планшету, телефону. Они пагубно влияют на ещё неокрепшую детскую психику и несформированную речь. Помните: ребёнок должен быть ребёнком: подвижным, шумным, общительным, а не сидеть тихонечко, как старичок.

На приёме у педиатра полно народу. Возле кабинета и регистратуры невозможно протиснуться. Разговаривают взрослые, галдят подростки на медосмотре и пищит только один малыш лет 2,5 – 3. Возится около мамы, то на колени заберётся – обнимается, то скачет рядом, то по коридору побежит, щебечет со старшим братишкой. Только у этих двоих ребятишек нет в руках телефонов. Все остальные сидят тихо. За 2,5 часа поднимались со стульев только те, чья очередь подошла, а на их место усаживались следующие "старички". А мамы не думают ни об осанке, ни о зрении, ни о застое в органах малого таза…

Время прибывания ребёнка в виртуале легко рассчитать по формуле:

возраст Х 4 – 5 минут

Minecraft заменил реальную песочницу с тоннелями  и куличиками. Страшилки заменили Винни-Пуха и Чебурашку. По картинке не могут составить не то, что рассказ, даже предложение. Некоторые дети не знают, кто такая Дюймовочка. Зато помнят ужасные клички героев компьютерных игр…

 12.  Не спешите записывать своего малыша во все кружки, какие есть в городе. 

Однажды ко мне на занятия приходил один весьма смышлёный мальчуган. Уже все звуки мы поставили и почти совсем закрепили в речи, осталось совсем немного. И в какой-то момент ребёнок стал хуже себя вести, стал рассеянным, стал забывать названия предметов, стало плохо даваться словообразование. Мама пожаловалась, что он ничего не хочет делать, «всё бы ему только гулять». Я спросила, ходят ли они ещё куда-нибудь, кроме логопеда? «А как же, - ответила мама, и начала перечислять - мы занимаемся английским, в художке, ещё каратэ, «Читайка», логопед и танцевальный». И каждое занятие минимум 2 часа в неделю, а это 12-тичасовая еженедельная внеурочная загруженность. И это у 5-тилетнего ребёнка! На «погулять» вообще нет времени! Так и хочется спросить: «Зачем вы так?»

В школах с 1 по 11 классы рекомендован максимальный объём внеурочной нагрузки не более 10 академических часов (7,5 астрономических часов) в неделю. Поэтому родителям стоит определиться с приоритетными направлениями и не перегружать своё сокровище. Не бойтесь, из-за того, что вы будете посещать только 2 кружка вместо 6, он не пойдёт в подвалы. У вас будет больше времени на общение с ним, да и болеть, я думаю, малыш будет меньше.

Любите своего ребёнка, уделяйте ему время не только для того, чтобы накормить, одеть, обуть и «выгулять». Используйте ежедневные действия с пользой для ума (даже за стол для занятий садиться не нужно, всё можно делать мимоходом, вместе с чем-то). Дайте своему малышу возможность стать в жизни успешным.